Подросткам о писателях

Подростков принято водить на спектакли из школьной программы по литературе. Но почему только на сами произведения? Ведь биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством.  Интересные факты из жизни авторов помогают глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста. Мы объединили в нашей подборке несколько столичных спектаклей о великих писателях и поэтах, которые будут понятны и интересны школьникам средних и старших классов.  

А. Пушкин «Евгений Онегин» 12+

Школа драматического искусства 

Нужный и своевременный проект Дмитрия Крымова «Своими словами» ориентирован на сложную возрастную категорию: уже не ребенок, но еще не взрослый. Первым из запланированной серии постановок по классической литературе стал «Евгений Онегин». Еще до начала спектакля зрителям раздают бумажные черные бабочки для юношей и белые банты для девушек, приближающие нас к веку девятнадцатому. А дальше начинается забавное и очень неожиданное погружение в Пушкина. Четыре пушкиниста,  ученые  из разных стран – немка, француженка, чех и финн, расскажут школьникам не только об «энциклопедии русской жизни», но и о самом поэте, о том, каким был театр времен Пушкина, что такое сплин и русская зима. Текст романа звучит не весь и пересказан своими словами. А Онегина сыграет случайный зритель из зала, который и убьет Ленского на дуэли. Нам кажется, что после такого прочтения романа «своими словами» даже  самые  ленивые  ученики возьмут в руки оригинал.  Хотя бы из любопытства: а как же там все-таки у Пушкина?

 Н. Гоголь «Мертвые души». История подарка 12+

Школа драматического искусства

Вторым автором в проекте стал Николай Васильевич Гоголь и его «Мертвые души». Гоголь «пересказан» при помощи кукол, пантомимы,  импровизации и искрометного юмора. В основе спектакля, жанр которого определяется скорее как неукротимая, потешная фантасмагория,  лежит исторический факт: Пушкин подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ». Зрителям предлагают выбрать из четырех вариантов приобретения писателем заветного сюжета: один другого смешнее и безумнее, и каждый балансирует между воровством и подарком. Но известное  обстоятельство  — лишь  предлог поговорить не только об авторе поэмы, но и о взаимоотношениях двух великих личностей в  русской литературе. В финале спектакля все-таки прозвучат знаменитые слова о «птице-тройке» и вырезанная из черной бумаги Русь-тройка оживет и воспарит под колосниками.

 

Пушкин и деньги 12+

Театр. Doc

Первый из спектаклей образовательного театрального сериала «Слово и вещь» о взаимоотношениях поэтов с материальным миром. Где еще в Москве вы сможете узнать столько забавных, грустных, а иногда просто невероятных историй из творческой и личной биографии Пушкина? «Только в музее», – скажете вы. И будете отчасти правы. Дело в том, что весь материал авторы постановки раздобыли именно в музеях, посвященных поэту. Но!  Безусловно, режиссерская  задумка – связать поэта с деньгами, заинтриговать, зацепить, расшевелить – это стопроцентный эксклюзив. Все факты  весело и логично цепляются друг за друга, создавая цельную историю о «солнце русской поэзии».

Способ подачи материала – синтез урока с искренней реакцией зала и лекции, прочитанной живым и понятным языком и, конечно,  самого театра. Два  актера, одна белая доска и цветные  фломастеры. Ведь надо записывать главное – цифры! Сколько, например, стоила рюмка, разбитая братом Пушкина, за которую тот получил хорошую взбучку от отца? Или во сколько оценивалась одна строчка «Евгения Онегина»? Какую сумму денег щедрый Пушкин подарил своему лучшему другу, не имея при этом достаточных средств на содержание собственной семьи? И еще много-много всего интересного: и про Наталью Николаевну, и про Кюхельберкера, и про Николая Первого и, конечно, про поэзию.  Ведь как говорится: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать».

 

Цветаева. Гардероб 14+

Театр DOC

Вторая серия проекта посвящена Марине Цветаевой и ее удивительному гардеробу. В основе спектакля лежит документальная пьеса, построенная на дневниках и письмах самой Цветаевой и ее современников. Так из кусочков разных текстов высвечивается жизнь поэта. Цветаева, как и Ахматова, всегда просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, хотя была настоящей женщиной и модницей. А цитаты, афоризмы и воспоминания смешались с платьями, кольцами, шубами и браслетами. Оказывается, Цветаева их страстно любила и носила сразу много, как цыганка. Все имеет значение. Эта история будет интересна для подростков 13-14 лет. Ведь нужно как минимум понимать, кто такая Цветаева и осознавать  масштаб ее личности. «Все восхищались, розового платья никто не подарил».

 

Записные книжки 14+

Студия театрального искусства

«Записные книжки» Чехова представляют собой короткие авторские высказывания, наблюдения из жизни, обрывки фраз – все то, что могло пригодиться писателю в его творчестве. С одной стороны, здесь легко угадываются  будущие чеховские сюжеты и образы, с другой стороны, открывается совсем другой, во многом неожиданный Чехов.

Войдя в зал, зрители попадают на шумное застолье. Многочисленные гости, увлеченные беседой, сидят за столом на уютной деревянной  веранде: едят, пьют и иногда выходят потанцевать. Поводов много: и юбилей, и помолвка, и поминки. Чеховские записки становятся репликами героев спектакля. О чем обычно люди разговаривают за столом? Обо всем на свете: о любви, Боге, болезнях, будущем – о жизни! Жизнь граничит со смертью, веселье с несчастьем, любовь с изменой. И это так понятно, так близко каждому, кто сидит в зрительском кресле.

 

 Маяковский идет за сахаром 15+

Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер Алексей Кузмин-Тарасов в соавторстве с драматургом Сашей Денисовой сочинили пьесу о Маяковском.  Что, собственно, подростки знают о великом поэте? Какие ассоциации возникают у них при упоминании имени Маяковского?  Самоубийство?  Пролетарский поэт?

«Маяковский идет за сахаром» – спектакль  о жизни Маяковского: о его юности, дружбе, любви. Одно из главных достоинств постановки — молодые артисты «Маяковки», которые предельно честно пропускают через себя все метания, радости и разочарования своих персонажей: Пастернака, Хлебникова, Мейерхольда, Лили Брик. Они играют живых людей, которые существуют здесь и сейчас, а не 100 лет назад. Никакого глянца и пафоса. Такой взгляд на легендарную личность наверняка будет интересен, а главное близок и в то же время познавателен для сегодняшнего  подростка. Кстати, мы смело понижаем возрастную рекомендацию театра с 16+ до 15+.