Призраки атакуют!

В конце прошлого сезона сразу два московских театра выпустили спектакли о призраках. Театр на Малой Бронной представил свою версию известной повести Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», а Мастерская Петра Фоменко сыграла страшно-смешную комедию «Завещание Чарльза Адамаса, или Дом семи повешенных», написанную специально для фоменок драматургом-сатириком  Сергеем Плотовым.

По странному совпадению обе премьеры выпустили хореографы: «Привидение» на Бронной поставил  Алексей Фроленков («Тайна старого Шкафа»), а «Чарльза Адамса» в Мастерской – Олег Глушков («Синяя синяя птица» в Театре Наций, «Все о Золушке в Московском театре мюзикла).

Оба спектакля большой формы, оба невероятно талантливы в музыкальном плане: на Бронной за музыкальное оформление отвечал композитор Алексей  Шелыгин, известный своими замечательными работами в театре и кино; в Мастерской музыку сочинили  лидеры рок- группы СЛОТ: певица Дария Ставрович (Нуки) и гитарист Сергей Боголюбский, создавшие удивительно атмосферные  композиции (музыкальный альбом к спектаклю можно смело выпустить как  независимое произведение). Обе постановки, несмотря на тематику, наполнены сочным юмором. А в случае с Мастерской – это не просто смешно, а смешно до слез.

Но на этом  параллели заканчиваются. Визуально это абсолютно полярные постановки, хотя обе вдохновлены винтажными  комиксами. Но у фоменок – это мир черно-белого кино с ироничным налетом первых фильмов ужасов и забавной готической эстетикой с ее мрачными шутками и безумными персонажами ( художник-постановщик Вадим Воля, художник по костюмам Ольга-Мария Тумакова).

Спектакль на Бронной ( художник-постановщик Вера Никольская), напротив, полон ярких красок  и отсылает к пестрым картинкам старинных комиксов и рекламного искусства 50-ых годов прошлого столетия; так что от готических мотивов Уайльда здесь нет и следа).

Сюжет «Кентервильского привидения» сохранен практически без изменений, с той лишь разницей, что действующих лиц в спектакле в два раза меньше. Вместо лорда Кентервиля, продавшего потомственный  замок семье американцев, здесь действует управляющий мистер Говард. Как выясняется в финале, именно он и есть истинный дух (призрак)  нашего времени – хитрый, ловкий делец, мечтающий выжить «пришельцев» из Нового Света, снести замок и построить на его месте развлекательный центр.

Трехчасовой спектакль в Мастерской смотрится даже не на одном дыхании, а на одном вдохе (выдохнуть просто забываешь): настолько увлекательно, азартно, смешно и неожиданно. Здесь герои влюбляются на кладбище, покойники вываливаются из гроба, симпатичная  семья из семи мертвецов живет, как ни в чем не бывало, среди живых, а гигантские совы в клетчатых костюмах играют на электрогитарах.  Но это только на первый взгляд может показаться, что подобный  сюрреалистический трэш для фоменок с их фирменным легким дыханием – дело противоестественное. Вовсе нет! Ведь сам Петр Наумович был «чудовищным хулиганом» и наверняка лукаво улыбался бы в пышные усы, смотря этот спектакль.

Но за нарочито эксцентричной  манерой игры,  за упоительными  танцами, за уморительными  цитатами из мирового и отечественного кинематографа (только и успевай распознавать) авторы спектакля прячут, как в кроссворде, ответы на  серьезные вопросы: кто мы? кто нами управляет? в чем смысл случая?

Формально театр  ставит возрастное ограничение 16+ из-за сцен убийства и самоубийства. Звучит угрожающе, но выглядит невиннее «Ромео и Джульетты». Так что на деле постановка абсолютно точно «зайдет»  подросткам 13+.