«Ваня Датский» в Театре теней

В Московском детском театре теней состоялась премьера очень красивого и душевного спектакля «Ваня Датский» по сказу замечательного архангельского писателя Бориса Шергина, хранителя и продолжателя фольклорных традиций Русского Севера. Его самобытный, напевный язык не спутаешь ни с каким другим. Помните мультфильм «Волшебное кольцо», озвученный Евгением Леоновым? Это тоже сказка Шергина, одна из самых популярных. А еще есть «Мартынко», «Золоченые лбы» и много чего еще прекрасного.
 
«Ваня Датский» — это своеобразная притча о блудном сыне, поморском мальчишке, мечтающем о кораблях, путешествиях и далеких странах. Однажды он сбежал от строгой, властной матери в море, много раз обошел вокруг света и осел в чужой стране, обзавелся семьей в далекой Дании, вырастил трех сыновей. И тут тоска по родному дому все же догнала его. А вернуться страшно. Как посмотреть матери в глаза? Да и жива ли она еще?
Можно сказать, что спектакль Натальи Лебедевой прежде всего для мам. Он рассказывает, как трудно отпустить от себя сына-подростка, но как необходимо это сделать, пока не поздно. И есть в постановке такие трогательные сцены, что трудно сдержать слезы.
 
Но есть и юмор, есть рыночная площадь с веселыми торговками, распевающими «блинчики-блинчики», словно колокольный перезвон. Есть очень красивые декорации Виктора Платонова, изображающие старинный северный город со светящимися окошками, рекой Двиной, кораблями у причала, кричащими чайками. А вдалеке — туманный датский берег и маленький светящийся кораблик как образ мечты, манящий в путь. Спектакль разноплановый: тут и куклы, и тени (хотя их немного), и игра актеров живым планом. Несколько экранов-трансформеров постоянно меняют масштаб и легко переносят нас из Архангельска в Лондон, Стамбул, Калькутту…
Неторопливую, сказочную интонацию задает ведущая актриса театра Лариса Волкова. Ее булочница Аграфена — властная, волевая женщина, но в то же время — беззаветно любящая мать, похожая на героинь Нонны Мордюковой. Ее нежная колыбельная как позывной летит к Ване в чужую страну, зовет вернуться обратно.
Главного героя играют сразу два актера: Ваню-мальчика — молодой артист театра Максим Клюев, а уже выросшего, опытного моряка, говорящего с легким иностранным акцентом — Виктор Скрябин. В одной из сцен Ваня словно раздваивается: мальчишка в нем хочет бежать к матери, броситься ей в ноги, а другой, взрослый человек, опасается и не решается сознаться.
Действия и поступки героев комментирует своеобразный народный хор, а музыкальный ряд (композитор Валерий Антонов) дополняет колорит Русского Севера, настраивает на сказочный лад. Без квасного патриотизма спектакль говорит о наших корнях, о родной земле, о зове крови, которая оказывается сильнее центробежной тяги к странствиям.
фотографии — Алексей Ерохин