Детские рецензии: «Театр теней Офелии»

Продолжаем публикацию работ победителей конкурса рецензий Детского Weekenda «Золотой Маски». На этот раз речь пойдет о спектакле новокуйбышевского театра-студии «Грань» и режиссера Дениса Бокурадзе по сказке Михаэля Энде «Театр теней Офелии».

Представляем вам сочинения двух учениц Класс-центра Сергея Казарновского, педагога Веры Бахчиевой.

Вартичан Александра, 5 класс «А»

Мы погружаемся в мир одного маленького города, в котором живут обычные жители, с ничем не примечательными судьбами. Но всех их объединяет одно – они любят ходить в театр. Это провинциальный театр, но актеры в нем «живые» и они дарят такое тепло, что жизнь жителей маленького городка озаряется светом. В таком театре как раз работает суфлером одна непримечательная женщина по имени Офелия. Она счастлива, что может быть маленькой искоркой великого искусства.

По характеру она была очень добрая, скромная, замкнутая и мечтательная…

Так шла ее жизнь спокойно и безмятежно. Но настало время, и жители этого городка изменились, и интересы их тоже поменялись, они стали все меньше и меньше ходить в театр. И настал тот день, когда театра не стало.

Все актеры и Офелия покинули театр. Офелия состарилась в одиночестве.

Но в какой-то момент одиночество прекратилось и к ней стали приходить тени. Их было так много, что казалось, их некуда было поместить, но Офелия никому ни разу не отказала. И тут пришла идея – весь свой нерастраченный талант посвятить театру, необычному театру – театру теней. Тени тоже могут быть замечательными актерами.

Но игры с тенями плохо заканчиваются… И Офелию посещает самая большая тень. Это была смерть. Она предложила Офелии самую большую и значимую роль в ее жизни, и Офелия согласилась. Так она и ее театр теней оказались на небесах. И не исключено, что Сам Господь Бог иногда приходил смотреть небесные комедии Театра теней Офелии.

В постановке были задействованы следующие актеры: Рассказчица, Сверчок и мимы.

Особенно мне понравился Сверчок с виолончелью. Актер, исполняющий эту роль, был замечателен. Перед началом спектакля он был неподвижен и всех нас заинтриговал. Необычайно добрый и словооходчивый, любил вспоминать давно ушедшее прошлое.

Еще очень выразительно появлялись тени. Самое яркое появление было третьей тени, когда она пыталась попасть в дом Офелии. Это было довольно смешно, так как она пыталась залезть на гору вещей, но у нее ничего не получалось и можно было увидеть разные ЭМОЦИИ тени.

Техническое воплощение теневого театра было необычным, в некоторых моментах я не могла понять, как это происходит. Тени жили сами! Это было здорово!

Для того, чтобы передать атмосферу далекого, одинокого городка был использован макет, который воссоздавал узкий мирок — с маленькими домишками, церковью на площади и театром.

Но самое главное, хотелось бы отметить речь режиссера перед началом спектакля. Цель данного обращения была в том, чтобы настроить зрителя на правильный лад, остановится и заглянуть в себя. Мы все живем в своем маленьком мирке, но сумасшедший ритм жизни не дает нам заглянуть в себя и задуматься о вечном.

Я не могу сказать однозначно, понравился или нет мне спектакль, потому что он был очень грустным и медленным, и я была не готова к такому тянущемуся действию, словно песочные часы в безгравитационном пространстве. Может быть, это было связано с тем, что мы с мамой очень торопились к началу, а когда пришли нас попросили расслабиться и вспомнить хорошие моменты из жизни. А мне хотелось ускорить действие. Но, не смотря на все это, после спектакля у меня было умиротворение и радостное настроение.

Лищенко Вероника, 5 класс «А»

В имени Офелия есть что-то греческое. Я почему-то ждала историю из старого мифа и античный акрополь на спектакле «Театр теней Офелии», который мы смотрели в рамках фестиваля «Золотая маска». Но мраморных статуй не было, был только старый немецкий городок и старушка Офелия. Городок из тех, что попав в такой, сразу понимаешь: эти жители, эти дома — последние. Сюда больше никто не приедет, жизнь увяла, битва проиграна, не начавшись. А Офелия из тех, кого забыли, кого может сдуть лёгкий ветерок, из тех людей, кто говорит только с Богом. Этот трогательный до самых дальних закоулков души, вызывающий слёзы у тех, кто никогда не плачет, спектакль о ценности. О хрупком мире, который нельзя потерять просто так. И о том, что всё это для тех, кому принадлежишь ты и твоё сердце. Без этого никак!

Офелия всегда была влюблена в театр. Она работала суфлёром из-за слабого голоса вечерами в маленьком театре старого городка. Но театр закрыли, город забросили, Офелия осталась одна ждать смерти. Тут и появились тени. Бездомные и никому не нужные. Может быть, когда-то они кому-то принадлежали, а может всему научились у людей. Старушка приютила всех, научила тому, что любила даже больше театра — великим словам поэтов. Теперь у неё настоящий театр — театр теней. И вот Офелия, тени и чуть-чуть Бог стали путешествовать и показывать представления. Театр теней был известен на весь мир, когда за старушкой пришла смерть. Она с лёгкостью её приняла, ведь ее предназначение выполнено — она создала свой театр. Такую историю сочинил сказочник Михаэль Энде, рассказали нам актёры.

Самая трогательная мизансцена — это старение города, грусть Офелии. Было интересно наблюдать за движением человечков на макете города. В крошечном городке наступает вечер, люди приходят смотреть спектакль, актёры выходят на сцену, проходит время, и жители уезжают, домики рушатся, Офелия остаётся одна. Всё это наблюдаешь со слезами на глазах и болью в сердце. Самое трагичное и пугающее в том, что главная героиня жива, все это происходит у нее на глазах. В какой-то момент понимаешь, что на её месте хотелось бы умереть. В спектакле участвовали рассказчик — гномик с контрабасом, два шута, осуществлявшие жизнь в городе, помощники, отвечавшие за театр теней, и девушка — ангел хранитель Офелии, а может и Бог, рассказывающий это историю. Мне нравится идея создания последней — девушка придавала Офелии ценность, хрупкость.

В игре актёров были и минусы. Стихи читали наигранно волшебно, упрощённый для детей текст разрушал обстановку. Некоторые движения не естественны, но в целом, всё хорошо. В спектакле отличные декорации! Чего только стоит мастерски выполненный макет городка и кукла Офелии. На актёрах красивые дизайнерские костюмы. Из всех немногочисленных театров теней, которые я видела, этот был самый лучший! На экранах по бокам от сцены тени общались с Офелией, проплывал кит, всходила луна, а гномик с контрабасом рассыпал звёзды. Я советую этот спектакль всем. Советую так же, как Маленького Принца. Смысл жизни в том, чтобы кому-то принадлежать. Как Принц принадлежал возлюбленной розе и как тени — Офелии. А может и Офелия теням. Не важно. Главное, что они не одиноки!

Автор фото — Дмитрий Дубинский, фестиваль «Золотая маска»