«Я хочу в школу!»: другой взгляд

В завершении конкурса рецензий Детского Weekenda «Золотой Маски» публикуем еще один, уже более критический взгляд на спектакль РАМТа «Я хочу в школу!» Его автор — ученица 9 класса «Класс-центра» Сергея Казарновского, то есть школы, очень похожей на ту, в которой учились герои книги Жвалевского и Пастернак.

Кублицкая Ангелина

«Я хочу в школу!» РАМТ (Москва)

Недавно я ходила в РАМТ, на спектакль «Я хочу в школу», поставленный по одноименной повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Он произвел на меня не однозначное впечатление. В этой постановке режиссёр пытается объяснить, как важно, чтобы школьное образование развивало индивидуальность каждого ученика. Эта идея мне очень близка. Школа — это мир, в котором ты творчески развиваешься, формируешь и высказываешь свое мнение, учишься свободно думать. Какое счастье испытываешь, когда твоя идея воплощается в школьном спектакле, в танце, в стихах, в сочинениях или новом проекте. Здесь мы становимся единым целым, одним организмом, где каждый, безусловно, яркая личность.

На мой взгляд, актеры хорошо справились со своими ролями. Но мне было сложно воспринимать персонажей как настоящих людей. Возможно, это ощущение связано со странной режиссурой спектакля. Все герои были показаны очень однозначно и являлись не личностями, а собирательными образами. Режиссер разделил всех персонажей на плохих и добрых. Собирательным образом преподавателя стала так называемая «Злыдня» — непонимающее чудовище, которому доставляет удовольствие ставить двойки. А из обычного школьника сделали глупое и бесчувственное существо. Но в настоящем мире все далеко не так однозначно. Подобный прием хорошо работает в детских спектаклях, где нужно доходчиво объяснить детям мораль. Но эта постановка ориентирована на подростковую аудиторию. Мне кажется, что можно было сделать все не настолько прямолинейно.

В этой связи интересно поговорить о главных героях. В книге они являются самодостаточными персонажами, а в спектакле из них слепили хорошую команду, но по отдельности они переставали существовать. К тому же характеры главных героев плохо раскрыты. Мотивация поступков у многих просто отсутствует. На вопрос: «Почему тот или иной персонаж что-то сделал?» — ответа ты не получишь. Спектакль рассчитан на прочитавших книгу зрителей, в противном случае будет понятно далеко не все. Хотя театральная постановка, по-моему, это самостоятельный жанр, имеющий массу выразительных средств, которыми можно увлечь зрителя с самого начала, пронеся его интерес и внимание через все происходящие в спектакле события.

Поговорим о художественном оформлении: костюмах, декорациях, освещении и, отдельно, о музыке. Костюмы в спектакле мне понравились. Они были похожи на повседневную одежду, это помогало мне поверить в происходящее. И все бы было хорошо, если бы не буквальное разделение на серое и цветное. Зрителям сказали прямо: обычные школьники серые и неинтересные, а дети из творческой школы — это яркие личности в цветной одежде. И когда творческие дети стали учиться в обычной школе и, соответственно, потеряли себя, их переодели в серое. Мне не понравился такой примитивный ход, основанный на клишированном представлении о том, что серый цвет — цвет обыденности. Режиссер хотел поговорить со зрителем об индивидуальности и оригинальности, но использование серого цвета для иллюстрации внутренней ломки мировоззрения подростков я считаю слишком поверхностным.

Переходим к декорациям. Мне декорации понравились, они были большими, хорошо читались с любого ряда, легко трансформировались, что позволило актерам работать на разных уровнях, и не отвлекали слишком много внимания на себя. Освещение и музыка тоже мне понравились. Использованные в спектакле композиции молодой американской рок-группы Panic! «At the Disco» звучат очень современно, при этом слышатся классические мотивы, не оставляющие равнодушными уже много поколений. На мой взгляд, музыкальное сопровождение спектакля гармонично дополняло происходящее на сцене, добавляя яркости постановке.

И еще немного хочется сказать о финале спектакля. Я была очень рада открытому финалу. Где-то в середине постановки в душу закрались опасения, что финал может оказаться слишком наивным… Но финальная светлая грусть как бы не ставит буквальной точки в конце истории. В общем, несмотря на все недочеты, мне спектакль понравился. Он смотрелся ярко и надолго мне запомнилось. Также сделаем скидку на то, что спектакли для подростков — еще не очень освоенное направление в театре. Я считаю, что постановку нужно немного доработать, но даже сейчас спектакль достойный.