фото — Василь Ярошевич
В РАМТе снова премьера. Молодежный театр всегда работает с точным прицелом на возрастную аудиторию. Но новая постановка по пьесе молодого и талантливого драматурга Родиона Белецкого «Четвертый богатырь», вероятно, стала исключением. Пугаться не стоит! Спектакль без сомнения ждет зрительский успех. Но дело в том, что возрастная рекомендация для него практически универсальна: «Богатырь» способен зацепить скучающего и требовательного подростка, приведет в восторг видавшего виды школьника начальных классов и абсолютно точно не оставит равнодушным пяти-шестилетнего детсадовца. Именно так и произошло с моими тремя разновозрастными детьми, каждый из которых увидел, считал и запомнил что-то свое в этой смешной, шумной и «острой» постановке Натальи Шумилкиной.
Богатырская тема популярна: не считая культового мультипликационного цикла о приключениях Илья Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, в прошлом году на экраны вышла зажигательная семейная кинокартина в жанре фэнтези «Последний богатырь», ставшая самой кассовой за 2017 год. Но, кстати, надо отдать должное РАМТу: театр задумал своего «Богатыря» раньше полного метра. Работа велась медленно, но того стоила. И если вы являетесь поклонником мультика (мои дети, например, его обожают) или смотрели фильм, то с легкостью представите себе формат новой постановки: весело, современно и многопланово.
Прошло время славных побед и сражений. Разбежались, раздружились между собой защитники Земли Русской: Илюша на печи лежит – ноги не ходят; Добрыня у неприятеля на службе; Алеша на базаре торгует. А в краю родном злобный и сильный Ворг властвует с непобедимым воинами, у которых вместо голов репы на плечах. И некому до славных богатырей достучаться, чтобы они силушку свою проявили и захватчиков одолели. Нашелся лишь один смельчак: простачок Филя; сумел к каждому подход найти и старых друзей против врага объединить. А Ворг, между прочим, страшную вещь задумал — уничтожить царскую библиотеку. Что же тут такого страшного, спросите вы? Неприятно, конечно, но не смертельно. Ан нет!
Ворг – имя созвучное то ли вору, то ли врагу. А сжечь библиотеку – это значит уничтожить память людскую. Нет памяти – нет страны. Жива память – жива и страна. Чем не национальная идея? Ворг в спектакле хоть внешне и напоминает Кощея Бессмертного (а временами даже и Змея Горыныча с тремя головами), но злодей все-таки басурманский (Баландин Денис). Недаром действие сказки разворачивается на фоне домов-башен в азиатском стиле (художник Данилов Кирилл).
Неожиданные и ироничные образы богатырей вполне оправданы. Илья Муромец (Воротняк Иван) ведь и правда 33 года «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов. А былина «О Добрыне Никитиче в отъезде» рассказывает, как богатырь целых 6 лет в Золотой Орде пропадал. Добрыня в спектакле (Орцуев Изнаур) – это богатырь с длинной черной басурманской косой, с навыками восточных единоборств, с портфелем вместо оружия и в услужении у Ворга . И наконец, Алеша (Бобров Алексей): в былинах часто упоминается его хромота и слабость, тогда как сильные его стороны — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Именно эти качества вполне могли бы привести Алешу на рынок в качестве прижимистого, знающего толк в торговле, купчика. Таким он и предстает в спектакле.
Так и будут они втроем время от времени застывать на авансцене с гордым видом, управляя невидимыми конями, с горшками на голове вместо шлемов, оживляя бессметное творение Васнецова.
В «Богатыре» потрясающая хореография (Дмитрий Бурукин) и пластика (Орцуев Изнаур). Здесь танец, слово и действие – единое, гармоничное целое. Но все-таки ритм и динамику всего спектакля определяют именно точные, емкие пластические образы. Это, например, движение персонажей против сильного ветра, борьба с непогодой; или совершенно гениальные сцены поединков и сражений с забавными увертками, замедленными разворотами и световым решением. Это одни из самых красивых и запоминающихся сцен в спектакле, и мои мальчишки, конечно же, ими вдохновились.
В спектакле всего два женских персонажа: мать Ильи (Матюхова Татьяна) и его невеста (Бранкевич Дарья). Но именно они делают историю еще более объемной, и решающая роль в победе богатырей над злом отведена им. Есть в этом житейская правда, как ни крути. А кто же все-таки четвертый богатырь, спросите вы? Свой среди чужих, чужой среди своих? Узнаете сами на последних минутах спектакля. Не могу лишить вас такого удовольствия.