«Четвертый богатырь» в РАМТе

фото — Василь Ярошевич

В РАМТе снова премьера. Молодежный театр всегда работает с точным прицелом на возрастную аудиторию. Но новая постановка по пьесе молодого и талантливого драматурга Родиона Белецкого «Четвертый богатырь», вероятно, стала исключением. Пугаться не стоит!  Спектакль без сомнения ждет зрительский успех. Но дело в том, что возрастная рекомендация для него практически универсальна: «Богатырь» способен зацепить скучающего  и требовательного подростка, приведет в восторг видавшего виды школьника начальных классов и  абсолютно точно не оставит равнодушным пяти-шестилетнего детсадовца. Именно так и произошло с моими тремя разновозрастными детьми, каждый из которых увидел, считал и запомнил что-то свое в этой смешной, шумной и «острой» постановке Натальи Шумилкиной.

Богатырская тема популярна: не считая культового мультипликационного цикла о приключениях Илья Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, в прошлом году на экраны вышла зажигательная семейная кинокартина в жанре фэнтези «Последний богатырь», ставшая самой кассовой за 2017 год. Но, кстати, надо отдать должное РАМТу: театр задумал  своего «Богатыря»  раньше полного метра. Работа велась медленно, но того стоила. И если вы являетесь поклонником мультика (мои дети, например, его обожают) или смотрели фильм, то с легкостью представите себе формат новой постановки: весело, современно и многопланово.

Прошло время  славных побед и сражений. Разбежались, раздружились между собой защитники Земли Русской: Илюша на печи лежит – ноги не ходят; Добрыня у неприятеля на службе; Алеша на базаре торгует. А в  краю родном злобный и сильный Ворг властвует с непобедимым воинами, у которых вместо голов репы на плечах. И некому до славных богатырей достучаться, чтобы они силушку свою проявили и захватчиков одолели. Нашелся лишь один смельчак: простачок Филя; сумел к каждому подход найти и старых друзей против врага объединить. А Ворг, между прочим, страшную вещь задумал — уничтожить царскую библиотеку. Что же тут такого страшного, спросите вы? Неприятно, конечно, но не смертельно. Ан нет!

Ворг – имя созвучное то ли вору, то ли врагу. А сжечь библиотеку – это значит уничтожить память людскую. Нет памяти – нет страны.  Жива память – жива и страна. Чем не национальная идея? Ворг в спектакле хоть внешне и напоминает Кощея Бессмертного (а временами даже и Змея Горыныча с тремя головами), но злодей все-таки басурманский (Баландин Денис). Недаром действие сказки разворачивается на фоне домов-башен в азиатском стиле (художник Данилов Кирилл).

Неожиданные и ироничные образы богатырей вполне оправданы. Илья Муромец (Воротняк Иван) ведь и правда 33 года «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов. А былина «О Добрыне Никитиче в отъезде» рассказывает, как богатырь целых 6 лет в Золотой Орде пропадал. Добрыня в спектакле (Орцуев Изнаур) – это богатырь с длинной черной басурманской косой, с навыками восточных единоборств, с портфелем вместо оружия и в услужении у Ворга . И наконец, Алеша (Бобров Алексей): в былинах часто упоминается его хромота и слабость, тогда как сильные его стороны — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Именно эти качества вполне могли бы привести Алешу на рынок в качестве прижимистого, знающего толк в торговле, купчика. Таким он и предстает в спектакле.

Так и будут они втроем время от времени застывать на авансцене с гордым видом, управляя невидимыми конями, с горшками на голове вместо шлемов, оживляя бессметное творение Васнецова.

В «Богатыре» потрясающая хореография (Дмитрий Бурукин) и пластика (Орцуев Изнаур). Здесь танец, слово и действие – единое, гармоничное целое. Но все-таки ритм и динамику всего спектакля определяют именно точные, емкие пластические образы. Это, например, движение персонажей против сильного ветра, борьба с непогодой; или совершенно гениальные сцены поединков и сражений с забавными увертками, замедленными разворотами и световым решением. Это одни из самых красивых и запоминающихся сцен в спектакле, и мои мальчишки, конечно же, ими вдохновились.

В спектакле всего два женских персонажа: мать Ильи (Матюхова Татьяна) и его невеста (Бранкевич Дарья). Но именно они делают историю еще более объемной, и решающая роль в победе богатырей  над злом отведена им. Есть в этом житейская правда, как ни крути. А кто же все-таки  четвертый богатырь, спросите вы? Свой среди чужих, чужой среди своих? Узнаете сами на  последних минутах спектакля. Не могу лишить вас такого удовольствия.

КУПИТЬ БИЛЕТ

Что еще посмотреть на этой неделе?