«Геликон-опера» приглашает в сказку

Здание «Геликон-оперы» на Большой Никитской похоже на волшебный дворец. А значит, в его репертуаре обязательно должно присутствовать что-нибудь сказочное, интересное как ребенку, так и взрослому. И в нынешнем сезоне сценарист Марина Скалкина и режиссер Илья Ильин придумали спектакль «В гостях у оперной сказки». Это не только самостоятельная история, яркая, увлекательная, забавная и чуть страшная, но и оригинальный путеводитель, знакомящий зрителей с героями разных опер (многие из них присутствуют в афише «Геликона»).


Проводником по миру чудес становится всем известный сказочник Оле-Лукойе. Вот он открывает оранжевый зонтик – и на сцене возникает город Там-Там, населенный самыми причудливыми персонажами. Среди них выделяется эксцентричный профессор Спаланцани и его подопечная, кукла Олимпия. Олимпия обладает ангельским голосом и хрупким организмом, и ее нужно защищать. Например, от коварной Царицы Ночи, которая украла волшебный скрипичный ключ. А нет ключа – нет и музыки. И Оле-Лукойе вместе со зрителями отправляются в долгое опасное путешествие, чтобы ключ вызволить.

Им предстоит встретиться со Львом и Русалкой, полюбоваться на танцующих красавиц из подводного мира, услышать, как объясняются в любви птицелов Папагено и его избранница Папагена, познакомиться с лукавым дуэтом кошек (кстати, именно кошки и их «волшебное мяу» помогают сказочнику в критический момент – а в «Геликоне» к кошкам относятся по-особенному). В стилистику действия изящно вплетены и современные детали: например, Царица Ночи крутит на пальце спиннер, чтобы успокоиться, а Папагено и Папагена поют дуэт, балансируя на гироскутерах.

Музыкальная составляющая спектакля – мастерски смиксованные фрагменты опер. Их даже трудно представить рядом друг с другом, а здесь они звучат как единое произведение: Прокофьев переходит в Оффенбаха, а Римский-Корсаков – в Моцарта. И это заслуга музыкального руководителя спектакля, дирижера Михаила Егиазарьяна.
Великолепные артисты «Геликона» с видимым удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей. У Виталия Фомина получился обаятельный добрый Оле-Лукойе, искренне переживающий за все происходящее, у Дмитрия Хромова – энергичный чудаковатый Спаланцани, у Юлии Щербаковой – сердитая на весь свет, но красивая и печальная Царица Ночи, у Алексея Дедова – пылкий веселый Папагено и растерянный простодушный Маг Челий.

И наверняка многие зрители, побывав в гостях у сказки, захотят узнать и настоящую (совсем не такую радужную) историю профессора Спаланцани и Олимпии (а также других героев оперы «Сказки Гофмана»), и получше присмотреться к подводному миру из оперы «Садко», и выяснить, кого на самом деле так ненавидит моцартовская Царица Ночи. «В гостях у оперной сказки» может стать не только первым знакомством с оперой, но и началом любви к этому многообразному волшебному жанру.

Что еще посмотреть на этой неделе