Не Щелкунчиком единым

Как познакомить ребенка с оперой и балетом, чтобы не отбить у него «тягу к прекрасному»? Не обязательно поддаваться ажиотажу и убиваться в очереди на новогоднего «Щелкунчика», чтобы потом смотреть весь спектакль стоя, на верхнем ярусе. Или вести пятилетку на «Иоланту» – вряд ли в этом возрасте он оценит всю красоту музыки Чайковского. К тому же на вечерние спектакли вас могут и не пустить. В Большом действует строгое правило: если на утренних показах стоит ценз 6+, вечером на тех же спектаклях он поднимается до 10+.

Зато для юных зрителей подобран специальный репертуар, помогающий постепенно входить в мир искусства и учиться понимать музыку. За последние пять лет на Новой сцене (кстати, не менее красивой и эффектной, чем историческая) были выпущены балет «Мойдодыр» Ефрема Подгайца, опера Мориса Равеля «Дитя и волшебство», «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена, а в подземном Бетховенском зале – оригинальный проект «Настройся на оперу», знакомивший слушателей с оперными голосами в увлекательной форме, с использованием видео и спецэффектов.

Смелым экспериментом стали и «Байки о лисе, утенке и Балде» – стилизованное под лубок балаганное представление на музыку Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Александра Праведникова. Необычным для зрителей оказался сам жанр – не балет, не опера и даже не концерт. Дирижер-постановщик Антон Гришанин и режиссер Дмитрий Белянушкин развели действие трех коротких сказочных сюжетов – «Гадкого утенка», «Баек о лисе…» и «Сказки о попе и работнике его Балде» на поющих оперных солистов и миманс в роли ярмарочных скоморохов, иллюстрирующих музыкальные сказки выразительным танцем и пластикой.

В сезоне 2017-18 года в репертуаре Большого стоят три детские новинки. В уютном Бетховенском зале проходят концерты «Петя и волк» и другие музыкальные сказки Прокофьева». В первом отделении обаятельнейший ведущий, артист РАМТа Евгений Редько рассказывает о детстве композитора, а оркестр исполняет его камерные пьесы, разворачивая перед зрителями музыкальную картину одного дня из жизни ребенка – легкого и радостного, наполненного солнцем и звуками природы.

После антракта наступает очередь, собственно, «Пети и волка» – знаменитой симфонической сказки, написанной Прокофьевым по заказу Наталии Сац. Зрителей ждет очень близкое, в буквальном смысле, знакомство с музыкальными инструментами – оркестр тут находится в двух шагах от первых рядов, так что скрипки и виолончели можно не только услышать, но и внимательно рассмотреть.

Другой вариант музыкального просвещения – театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» на Новой сцене. Это премьера молодого режиссера Алексея Франдетти, получившего признание и «Золотую Маску» в том числе за работу в жанре мюзикла. Он решил соединить Бриттена и Сен-Санса с новыми технологиями, найти для классической музыки визуальные образы, понятные и близкие детям эпохи гаджетов. Звучание инструментов из пьесы Бриттена тут иллюстрирует абстрактная компьютерная графика на экране.

Во втором действии режиссер идет еще дальше, используя видео-интерактив. Исполнение «Карнавала животных» Сен-Санса сопровождается веселой игрой: камера выхватывает из зала лица зрителей и дорисовывает звериные ушки и носы, как в мобильных приложениях. Восторгу детей нет предела. Правда, когда они видят себя на большом экране, то начисто забывают про музыку, машут руками и строят рожицы. Но по крайней мере, из зала выходят с твердым убеждением, что классика — это не скучно.

Ну и главный хит детской программы – опера Сергея Баневича «История Кая и Герды». Это классическая постановка большого стиля с монументальными и безумно красивыми декорациями Валерия Левенталя, для которого эта работа стала одной из последних в жизни. Тут и пряничный, абсолютно сказочный европейский городок с рождественской ярмаркой на площади, и фантастическое ледяное царство Снежной Королевы, залитое мертвенным голубым сиянием, словно от экранов мониторов (художник по свету Дамир Исмагилов).

А вот волшебного сада, дворца принцессы и далекой Лапландии в спектакле нет – многие сюжетные локации и приключенческие ходы сказки Андерсена тут опущены ради более подробной разработки главной темы: противостояния любви и нелюбви, которые воплощают горячая, пылкая Герда и бесчувственная, инфернальная Снежная королева. Кстати, вопреки стереотипам она тут не белая, а черная, напоминающая Царицу ночи из «Волшебной флейты» – воплощение абсолютного зла.

И хотя постановка Дмитрия Белянушкина по форме вполне себе детская, с включением балетных и кукольных интермедий, буффонных эпизодов и трюков вроде полета Герды на олене, в ней встречаются и глубокие мысли – «зима начинается в сердце человека». Так что спектакль может стать не только праздничным развлечением для всей семьи, но и поводом для серьезного разговора с ребенком.

Прочитать эту статью вы также можете в журнале «Большой театр» за декабрь 2017 года.

https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/newspaper/