«Синяя птица» в стиле Майнкрафт

«Синяя синяя птица» в Театре Наций — это настоящая феерия. Был такой театральный жанр с превращениями и техническими чудесами, популярный как раз во времена, когда Метерлинк писал свою знаменитую символистскую сказку. Но у каждого времени свои сюжеты и герои. От прежней «Синей птицы», поставленной сто лет назад самим Станиславским, а сейчас идущей во МХАТе имени Горького, в новой версии почти ничего не осталось. Нет душ вещей, нет феи Берилюны, кошки и собаки…  Новая история рассказывает про девочку Матильду, которая проходит путь взросления от полного эгоизма к самопожертвованию и пониманию, что есть на свете вещи поважнее развлечений и удовольствий.

По сюжету бабушка посылает внучку (ее по очереди играют молодая актриса и певица Муся Тотибадзе и Дарья Макарова) в лавку за лекарством для маленького брата, а ей страшно хочется на ярмарку, где карусели и сладкая вата… У девочки налицо подростковый кризис: все кругом враги, никто не понимает, а этого маленького сопливого брата лучше бы вообще не было… В итоге братика забирает Царица ночи, а сестра отправляется его спасать вместе с очаровательным плюшевым медведем — старым другом детства (трогательным Павлом Акимкиным).

По дороге они попадают в страну забвения и сладкое королевство — к карамельному королю, похожему на Элвиса Пресли. Пытаются остановить заводные часы, чтобы помочь встретиться влюбленным статуэткам пастуха и пастушки. Попадают в плен к птицелову, мирят враждующие армии, летают на ядре и даже встречают динозавра. В общем, фантазии у постановщиков, до этого работавших над мюзиклами «Обыкновенное чудо» и «Все о Золушке», хоть отбавляй. Путешествие Матильды напоминает приключения Алисы в стране чудес, где с каждым шагом «все страньше и страньше».

Спектакль заявлен как мюзикл, но самая сильная здесь не музыкальная сторона, хотя пара-тройка хороших номеров все же присутствует, а визуальный ряд. Художники Вадим Воля и Ольга-Мария Тумакова  создали необычайно эффектное и яркое шоу с фантастическими костюмами, компьютерной анимацией и видео-мэппингом. Во взрослом театре многие режиссеры работают с образами массовой поп-культуры, а вот в детском такого и не припомнишь. Здесь героиня то встречает Супермена из комиксов, то оказывается внутри компьютерной игры или в сказочном лесу, напоминающем картины примитивиста Анри Руссо, только выстроенные из маленьких квадратиков-пикселей. Я подумала, что это детали конструктора Lego, но, видимо, отстала от жизни. «О, это же Майнкрафт» — вскричал продвинутый ребенок лет семи на соседнем ряду.  

В общем, дети эпохи гаджетов чувствуют себя в этом мире, как дома. Но и для взрослых там есть немало интересного. В детскую сказку авторы вписали взрослые шуточки и вполне серьезные мысли. Например, о том, как часто мы живем по инерции, «как заведено», не прислушиваясь к своим настоящим чувствам. Или как легко поддаемся соблазнам и видимости красивой жизни, упуская что-то самое главное. И хотя официальная маркировка спектакля 6+, я рекомендую идти туда с детьми постарше, хотя бы лет 10, поскольку от малышей ускользнет половина смыслов. Они увидят только красивую сказку с яркими картинками, а вот с подростками вам будет что обсудить по существу.