«Три Ивана» в Театре Пушкина

Практически все театры хотят иметь в репертуаре постановку для семейного просмотра. Но, увы, не всем удается соответствовать. Ведь для этого нужна  особая ловушка, в которую попадутся и взрослые и дети.  Похоже, что авторы премьерного спектакля «Три Ивана» в театре им. Пушкина не промахнулись с выбором материала.

Кто не помнит советскую киносказку «После дождичка в четверг» по сценарию Юлия Кима с культовой музыкой Геннадия Гладкова? Где молодая красивая Марина Зудина-царевна романтично затягивает: «А на небе радуга, да под небом речка…», а обворожительный Кощей – Олег Табаков зловеще поет: «Колечко, колечко, возьми человечка». И еще несколько стопроцентных хитов, которые невозможно не запомнить и не петь самостоятельно, невзирая на отсутствие слуха и голоса.

Именно эту музыкальную версию сказки взял для режиссерского дебюта на сцене родного театра актер Игорь Теплов, но создал при этом  свой, неповторимый и очень обаятельный  спектакль. Конечно же, сегодняшние родители, поколение семидесятых – восьмидесятых не смогут пройти мимо этого названия и с радостной ностальгией произнесут фразу: «А какой фильм был в моем детстве, сынок…»

Сюжет прост, вы помните. Рак на горе свистел, дождик в четверг прошел. И родился у Царя Аггея долгожданный наследник.  У Варвары Ключницы тоже следом сын появился. А третьего младенца к царским воротам подбросили. Всех троих, не долго думая, Иванами назвали. Затем по коварному плану Варвары детей подменили, и царевичем во дворце стал расти ее сын. Двадцать лет спустя – как настало время царю престол передавать – начались волшебные приключения, страшные опасности и небывалые разоблачения.

На сцене Театра Пушкина сказке  Царь владеет мобильным (в полном смысле этого слова) царством: трон – это седло у велосипеда, а за надежной спиной правителя это самое Аггеево государство и есть (все свое вожу с собой). Кощей здесь – охотник до сказок, а злодея в нем выдает только грим. А так он и ростом не вышел, и штаны у него коротенькие, смешные, как у школьника. Ковер-самолет полностью оправдывает свое название и с легкостью превращается в небольшой самолет. В лесу живет совершенно невероятная рокерша Баба-Яга с метлой-электрогитарой; она одинока и грустит о своем прошлом – о не состоявшейся семейной жизни.

Декорации Анастасии Александровой довольно просты, но многофункциональны. Их частая смена отчасти создает впечатление просмотра красочного мультфильма: настолько все динамично движется и развивается.

Но главное, конечно, что не дает ни малейшего шанса остаться равнодушным ни взрослым, ни детям – это потрясающий драйв, с которым работает весь ансамбль. Актеры «зажигают» так, что искры летят в зал. Особенно приятно, что  в спектакле наравне с  прекрасной, талантливой и азартной молодежью  играет актриса большого драматического таланта, известная своими работами в театре и кино – Вера Воронкова ( Баба-Яга).

Фото — Василь Ярошевич