«Я родился. Секретные материалы»

Театр «Снарк» рассказывает, откуда берутся дети

Ну что это за сказки про живородящую капусту и аиста? Ни один нормальный человек в это не поверит, когда ему уже стукнуло 6, а то и больше. Режиссер Юрий Алесин решил рассказать детям, как оно бывает на самом деле — без излишних физиологических подробностей, с юмором и фантазией, но, тем не менее, честно. В спектакле «Я родился. Секретные материалы» он смотрит на отношения мужчины и женщины глазами ребенка. Любовь тут не простирается дальше поцелуя мима с воображаемой женщиной, беременные чем-то похожи на инопланетян, а абстрактные Ма и Па – такие трогательные и суетливые человечки. Мир ребёнка в животе предстаёт как волшебная лаборатория, из которой будущий землянин вертит мамочкой, как хочет, с помощью колб с химическими реактивами…

Ожидание пополнения в семье – бесконечная тема для шуток, и они особенно трогают состоявшихся родителей. Оказывается, существует детский театр для взрослых, куда несовершеннолетних, так и быть, ведут за компанию. Им, конечно, тоже очень интересно, но после спектакля (родители, готовьтесь!) может быть много вопросов.

Детское внимание слегка проседает на сценах «contemporary dance», которые создавал один из самых крутых специалистов по современному танцу в Москве, хореограф Александр Андрияшкин. Для Алесина это смелый шаг, попытка заполнить лакуну в нашем театре для детей. Но маленькие зрители в России привыкли к прямому обращению со сцены в зал, к интерактиву и заигрыванию. Особенно это ощущается на таком вот спектакле, где театр художника и танцевальная пантомима сочетаются со стилизацией под телевизионное ток-шоу. Шестилетки счастливы высказаться в микрофон по самым животрепещущим вопросам, например: «Почему ещё не рождённый ребёночек пинает маму?» или «Почему в один ужасный день младенца перестают кормить маминым молоком?»… На первом показе на вопрос «Почему нельзя вернуться обратно в животик?», юный зритель ответил «Потому что там уже живёт кто-то новенький»…

Но «Я родился» не только учебное пособие по психологии и биологии, собранное с привычной для команды весёлостью. В первом спектакле «Снарка» на большой сцене режиссёр Юрий Алесин раскрывается как мистик и даже эзотерик. Появление на свет нового человека – процесс,  сотни тысяч лет протекающий по одному сценарию, – откликается в зрителе поразительными ощущениями и мыслями.

Космическую гармонию, созвучную гармонии отдельной личности, режиссёру помогают передавать необычные визуальные решения. Год назад, как раз в это время, Алесин прошёл через лабораторию visual theatre Института «Золотой Маски», и эти знания он явно применяет в новой работе. Вместо декораций – видеопроекции с живой камеры, наводящей крупные планы, светящиеся цветные пятна в кромешной темноте, стеклянные аквариумы, сцены с водой – всё это находится в контексте современного европейского театра и для детского искусства в России выглядит свежо.

В конце стоит напомнить, что у театра «Снарк» нет собственной сцены, играть приходится на съемных площадках, а они обычно рассчитаны на камерные постановки. Так что показ в Центре драматургии и режиссуры на «Соколе» в рамках театрального фестиваля «Карабас» – событие уникальное, если заинтересовались, не пропускайте, второго шанса может и не быть.