МАРШАК в Воронеже

В Воронеже прошел второй детский фестиваль «МАРШАК».

Воронеж по праву считается культурной столицей Черноземья. Каждый год тут проходит масштабный Платоновский фестиваль искусств, собирающий лучшие театры со всей России и из-за рубежа, в том числе те, которых еще не видели в Москве. Этот праздник с концертами, выставками, кинопоказами и мастер-классами длится несколько недель. А чем дети хуже? Почему у них нет такого фестиваля? – задумались в краевом правительстве. И поручили дирекции Платоновского провести еще один фестиваль, названный именем другого знаменитого жителя Воронежа – Самуила Маршака.

И вот уже второй год на осенние каникулы город расцвечивается яркими афишами: фестиваль проходит на всех возможных площадках: в отреставрированном Театре драмы имени Кольцова, новом здании Камерного театра, ТЮЗе, Театре кукол и так далее. В этом году большинство спектаклей приехало из Москвы, что не удивительно: ведь куратором программы выступал московский продюсер Алексей Малобродский. Свои спектакли в Воронеж привезли РАМТ и Театр кукол имени Образцова, МТЮЗ и Театр имени Натальи Сац, Камерный музыкальный театр Покровского и Театр юного актера. Из Петербурга приехал небольшой, но известный в кукольных кругах театр Karlsson Haus, а Новая сцена Александринки выступила с экспериментальной работой «Сверчок» по сказке голландского писателя Тоона Теллегена.

Собственно, главным открытием и ценностью фестиваля было разнообразие представленных жанров и театральных форм, в том числе новых, нестандартных и непривычных. Если к экспериментам во взрослом театре воронежская публика уже успела привыкнуть благодаря тому же Платоновскому фестивалю, да и спектаклям Михаила Бычкова в Камерном театре, то искусство для детей пока оставалось здесь заповедником советского прошлого. Мне приходилось слышать, как подростки, выходившие со спектакля Жени Беркович «Пингвины», возбужденно обсуждали увиденное: оказывается, театр может быть и таким – современным, дерзким и не похожим на музей, покрытый пылью веков.

Явный разрыв шаблона провоцировали и другие постановки. Театр «Практика» в золотомасочном спектакле «Петр и Феврония Муромские» пересказывал житие знаменитых русских святых на языке сторителлинга и современной оперы. Генриетта Яновская в качестве декораций к своему «Кошкиному дому» использовала картины Матисса, Шагала, Ван Гога и Пиросмани. В мультипликационном моноспектакле «Ель» Театра.doc актриса Ксения Орлова проживала жизнь своей героини, мечтательной андерсеновской елочки, в окружении компьютерной анимации. Балет Москва в танцевальном спектакле «Дюймовочка» тоже вовсю использовал современные мультимедиа, играя масштабами и превращая огромную сцену в маленький кукольный домик.

Совсем другой театральный язык предложил единственный зарубежный участник фестиваля (если не считать эстонского спектакля нашей Полины Стружковой) – немецкий Театр фигур из Тюбингена. Он легко преодолевает границы, потому что общается со зрителями без слов – с помощью пластики, пантомимы, необычных ярких образов. На глазах изумленных маленьких зрителей подвижное бесформенное нечто, похожее на матрас, начинало приобретать антропоморфные черты: у него появлялись ножки, руки, странный клюв и так далее. Под конец существо пыталось прилепить на свое лицо глаза, рот и нос, не всегда в правильных комбинациях, что ужасно веселило целевую аудиторию. В общем, немецкая актриса без труда нашла общий язык с русскими детьми (чего не скажешь о всех взрослых) – ведь для игры нет границ.

Помимо основной «МАРШАК» проводил офф-программу спектаклей детских театральных студий, в том числе тех, где играют дети с нарушениями здоровья, как в знаменитом театре для глухих «Пиано» из Нижнего Новгорода. А также устроил серию мастер-классов, в которых могли принять участие все желающие. Так Марфа Горвиц, приехавшая в Воронеж со своим рамтовским спектаклем «Бесстрашный барин», провела тренинг по документальному театру для детей и родителей. На нем мамы вспоминали забавные или драматические истории из своего детства, а подростки пытались их пересказать от первого лица. Получилось очень занимательно, к тому же, дети и родители обрели бесценный опыт со-творчества и взаимопонимания. Взрослые вспомнили, что тоже когда-то были маленькими, а их дети узнали, что родители не всегда были такими занудами, тоже хулиганили и попадали в глупые ситуации.

В общем, на фестивале «МАРШАК» все с удовольствием впадали в детство и готовы повторить это приключение в следующем году.

Автор фото: Андрей Парфенов (с)