Танцуй, пока молодой

Про концерты для младенцев, рисование в памперсах и бэби-театр все уже слышали, этим нас не удивишь. А вот contemporary dance для малышей – это абсолютно неизвестное у нас, хотя и распространенное в Европе направление искусства для самых маленьких.

Проект Baby Lab, созданный кураторами Екатериной Гаевой и Варварой Коровиной для развития бэби-театра в России, решил исследовать эту терра-инкогнита и пригласил в Москву польского режиссера Алисию Моравска Рубчак и танцовщицу Монику Кивак, которые провели в Центре Мейрхольда трехдневный мастер-класс DANCE and BABY.

Алисия Моравска Рубчак занимается театром для самых маленьких уже более 10 лет – и как исследователь, и как режиссер-постановщик. В 2012 году в Москву на фестиваль «Большая перемена» приезжал её спектакль «Спокойной ночи», где обычное приготовление ко сну становилось настоящим приключением. В последнее время Алисия заинтересовалась современным танцем для детей. Тщательно изучив зарубежный опыт, она пришла к выводу, что язык пластики и body dance прекрасно подходят для общения с малышами, которые пока не умеют говорить и постигают мир в основном через физический, двигательный опыт. То, что взрослым зрителям порой кажется непонятным абстрактным искусством, дети воспринимают абсолютно свободно и естественно.

Одна из последних работ Алисии Моравска Рубчак – проект LAByrinth. Это экспериментальная постановка, объединяющая театр, танец, живую музыку и мультимедиа. Гости оказываются внутри большой инсталляции-лабиринта, выдержанной в строгих черно-белых цветах, но мягкой на ощупь, уютной и комфортной. Маленькие зрители смотрят хореографические фрагменты, созданные с учетом детской пластики, исследуют необычное пространство вокруг себя, пролезают сквозь паутину из резинок, могут поиграть на музыкальных инструментах или порисовать цветными мелками. То есть в этом интерактивном пространстве искусство существует не как нечто отдельное и чуждое, а как элемент игры, в которую дети с удовольствием включаются, увлекая за собой и родителей.

LAByrinth – это проект, который не стоит на месте и постоянно развивается. Вот и на московском воркшопе Алисия Моравска Рубчак и её коллега Моника Кивак отрабатывали новый эпизод представления. Три дня участники лаборатории – актеры, режиссеры, танцоры и кукольники, приехавшие из разных городов, осваивали партитуру движений, очень забавную с точки зрения ребенка, и придумывали собственные пластические этюды. Их темой был «рисунок в танце». Другими словами, участники исследовали, как можно двигаться и одновременно рисовать под музыку. А на финальном показе результатов своей работы они вовлекли в действие и маленьких зрителей, охотно бегавших среди лабиринта из живых тел.

У любого родителя возникает вопрос: да, все это, возможно, интересно, но зачем бэби-театр и тем более современный танец нужен моему маленькому ребенку? «Не то чтобы он жизненно необходим, – отвечает Алисия Моравска Рубчак, – «но он может быть весьма полезен. Такие представления развивают креативность и стимулируют все чувства детей. В первые три года, когда развитие малышей происходит особенно интенсивно, для них очень важна сенсорная интеграция. А бэби-театр концентрируется как раз на таком, чувственном опыте – на восприятии цвета, форм, звуков и даже запахов. Глядя на танцовщиков и повторяя их движения, ребенок развивает и собственную моторику, учится выражать эмоции с помощью тела и движения. Ну а для родителей это отличная возможность провести время с ребенком интересно и творчески, осваивать в новые места и ситуации».

Возможно, такой шанс когда-то появится и у московских зрителей. Но сначала Алисия Моравска Рубчак отправится делать спектакль для самых маленьких в Красноярский театр кукол.