«Маленький принц» Сергея Безрукова

Алиса Никольская

Добрая печальная сказка Антуана де Сент-Экзюпери о мальчике с золотыми волосами, Летчике-мечтателе, одиночестве и поиске «своего» места в окружающем мире любима и детьми, и взрослыми. Ее регулярно экранизируют (совсем недавно вышла очередная киноверсия – полнометражный мультфильм режиссера Марка Осборна с музыкой Ханса Циммера) и ставят на сцене. И все рассказывают эту историю так, что удивляешься: вроде бы наизусть знаешь, а все равно делаешь открытия, эмоциональные или смысловые.


Версия Московского Губернского театра – это соединение текста и музыки, элементов игры и доверительного разговора по душам. На сцене – живой оркестр, исполняющий Сен-Санса, Дебюсси и Равеля. Большой экран, на котором возникают то всем известные рисунки Экзюпери, то сияющее звездное небо. Небольшая горка песка на авансцене – как иллюстрация пустыни, где оказываются Летчик и Принц. И красивый человек с печальными глазами, в чьем изложении история звучит не как у «дяди-сказочника», а удивительно всерьез, просто и трагично, абсолютно без пафоса. Мало существует артистов, блестяще владеющих художественным словом, умеющих только голосом создавать целый мир. Сергей Безруков – как раз из них. И как бы любой из сидящих в зале ни относился к сказке Экзюпери – с восторгом или, наоборот, скептически – все вместе незаметно погружаются в происходящее, внутренне отзываются на него.


Безруков — мастер перевоплощений, практически все персонажи сказки рождаются только с помощью смены интонаций (и иногда пары предметов реквизита – как корона у Короля). А Розой становится очаровательная девушка-скрипачка из оркестра (она надевает пышный венок и капризно стреляет глазками). Есть у Безрукова и несколько игрушечных помощников: крошечная фигурка принца, путешествующего меж звезд, медвежонок в кожаном летном шлеме, смешной лис – перчаточная кукла. Детям, сидящим в первом ряду, в этом смысле особенно везет: им могут дать в руки фигурку принца и предложить помочь ему лететь. Или попробовать вместе приручать лиса – гладить, играть с ним. И из этого задушевного интерактива возникает ощущение, что каждый ребенок в чем-то Маленький принц, ему хочется чуда – простого, как полет, как дружба, как сияние звезды, которая никогда не погаснет.