Не ёлками едиными: детские премьеры на каникулах

художник михаил Бычков

художник Михаил Бычков

К праздникам московские театры, к счастью, приготовили не только новогодние представления с дедами Морозами, Снегурочками и хороводами под елкой, но и полноценные всесезонные спектакли. Мы выбрали пять самых, на наш взгляд, интересных премьер для разного возраста.

«Питер Пэн» в Театре Вахтангова

26, 27 декабря, 5, 8 января / (6+)

Сказка Джеймса Барри была моей любимой книгой детства. Я любила ее не за ночные полеты, битвы с пиратами и даже не за русалок, а за улыбку, которая пряталась у миссис Дарлинг в уголках губ, и какие-то тонкие, полные грусти и нежности отношения между Питером и Венди, между ее мамой и папой, между взрослыми и детьми… И меня удивляло, что в кино и театре ее пытаются представить волшебной, но бессмысленной феерией или приключенческой историей. А вот режиссер Александр Коручеков решил взглянуть на эту сказку с другой, философской точки зрения и поставить спектакль о взрослении — о том, можно ли убежать от реальности, сохранить веру в чудо и навсегда остаться ребенком, беззаботным и бессердечным. В спектакле заняты студенты Щукинского училища, которые еще сами не до конца простились с детством, а потому готовы с азартом играть в самые невероятные предлагаемые обстоятельства.

«Фабрика слов» в Театре Маяковского

19, 20 декабря, 3, 4, 7 и 8 января / (6+)

«Маяковка» не перестает удивлять оригинальностью своего детского репертуара. Вслед за мюзиклом «Мама кот» по рассказу чилийского писателя Луиса Супельведы тут решили поставить сказку француженки  Аньес де Лестрад «Фабрика слов». В этой книжке слов очень мало, и неслучайно — в придуманном писательницей мире нельзя болтать просто так, слова тут покупают за деньги на специальной фабрике. И кто-то может позволить себе пышные речи, а кто-то по бедности вынужденно косноязычен. А попробуй выразить свои чувства понравившейся девочке, если у тебя в кармане только «пыль» и «стул». Тогда на помощь приходят жесты, интонации и, конечно, музыка. Ее-то как раз в постановке молодого литовского режиссера Ольги Лапиной будет достаточно — за музыкальную часть отвечает ее «однокашник» по Мастерской Кудряшова, участник проекта «Саундрама» Павел Акимкин.

«Малыш и кот» в Театре Маяковского

26, 27 декабря / (от 1 года до 3 лет)

Еще одну детскую премьеру «Маяковка» подготовила совместно со студией «Бэби-лаб», которая занимается продвижением театра для самых маленьких. Это пластический спектакль, где практически нет слов. Он рассказывает об обычном дне обычного ребенка. Но ежедневные рутинные действия — завтрак, прогулка, вечернее купание — могут превратиться в увлекательную игру, если у тебя есть фантазия. Ведь все дети от природы — художники, артисты и сказочники в одном лице. Родители могут находиться рядом и даже не догадываться, что случайно забрели в дивный мир, созданный воображением ребенка, где в кровати таится море, башня из кубиков строит себя сама, а мудрости стоит учиться у игрушечного кота.

«Пингвины» в Театре юного зрителя

28 декабря, 8 января / (12+)

Пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» весьма популярна в детских театрах всего мира, и России в том числе. Здесь в легкой, остроумной и доходчивой форме с детьми разговаривают на самые сложные темы — о Боге, о понятии греха, о преступлении и наказании, об ответственности человека за свою жизнь и судьбу окружающих. Хотя главные действующие лица здесь вовсе не люди, а пингвины, которые спасаются от всемирного потопа на знаменитом ковчеге. Только вот Ной разрешил взять на борт «каждой твари по паре», а пингвинов — трое, вот незадача… В спектакле Жени Беркович, ученицы Кирилла Серебренникова, пингвины похожи на современных подростков — они играют в рок-группе, постоянно подначивают друг друга и смешно хлопают крыльями. Да и сам спектакль, выдержанный в строгой черно-белой гамме, рассчитан скорее на тинейджеров а также их родителей, которые должны поймать свой кайф от скрытых в тексте цитат от Чехова до Бродского.

 

«Своими словами. Евгений Онегин» в Школе драматического искусства

27 декабря (12+)

Это первый спектакль Мастерской Дмитрия Крымова, созданный специально для детей. Хотя и все остальные его озорные и дурашливые постановки адресованы тем, кто не совсем повзрослел и не стал убийственно серьезным. В новом проекте крымовцы решили пересказать своими словами хрестоматийные произведения русской литературы и начали с «нашего всего» — с «Евгения Онегина». Человеку со стороны может показаться, что над Пушкиным тут откровенно издеваются. Ну что это за Татьяна, которая грызет ногти и пишет свое знаменитое письмо левой ногой? Что за Ленский — высокий детина в рыжем парике, говорящий с финским акцентом? Что вообще за балаган, где от великого русского поэта остались лишь рожки до ножки? Но так шутить над классикой может только тот, кто хорошо ее знает и любит, кто в мире «Евгения Онегина» ориентируется без карты и компаса, кто чувствует пушкинский юмор и умеет посмеяться над самим собой. И вот это свойское и свободное отношение к литературным героям как к близким друзьям или членам семьи, с которым нечего церемониться — пожалуй, главное, что крымовцы транслируют залу.