«Баллада о маленьком сердце»

Среди прочих каникулярных премьер мюзикл «Баллада о маленьком сердце», поставленный компанией «Айвенго» в концертном зале «Измайлово», выделяется своей совсем не праздничной тематикой. Речь в нем идет о детях, оставшихся без родителей и живущих в сиротском доме. Действие происходит в наши дни, но очевидно, что автор идеи и сценария мюзикла Денис Руденко ориентировался на истории Диккенса — грустные, светлые и поучительные. Даже декорации — три вращающихся дома явно европейской архитектуры, намекают на улицы старого Лондона.

Баллада о маленьком сердце

Но выстроенный на сцене мир отличается от довольно жесткого и сурового мира Диккенса каким-то приукрашенным, лакированным идеализмом. Детский дом, где разворачивается действие, можно назвать образцово-показательным: в нем чисто и по-икеевски уютно, здесь дружные дети, добрые воспитатели и замечательный директор.  Единственная неприятность — проверочная комиссия из министерства, но и она так смехотворно карикатурна, что не может восприниматься всерьез.

Баллада о маленьком сердце

Но никакой самый дружный коллектив, конечно, не может заменить детям настоящую семью. Главные герои, Юлька и Алешка, мечтают, что родители рано или поздно заберут их отсюда. Один придумал себе легенду, что его мама работает врачом на корабле дальнего плавания, у другой мама — художница, но она живет насыщенной творческой жизнью и не хочет обременять себя заботой о детях. Но дочь верит в нее и наотрез отказывается пойти в приемную итальянскую семью.

Собственно, два этих эпизода — отказ девочки от удочерения и короткая, но яркая сцена с матерью, где за пять минут полностью раскрывается характер этой эгоистичной попрыгуньи-стрекозы, производят самое сильное впечатление. Но на три часа сценического действия двух сцен-кульминаций явно маловато.

Баллада о маленьком сердце

Музыкальные номера в любом спектакле помимо деления на сольные и хоровые, разделяются еще на две категории: драматические, которые толкают действие вперед, и лирические, атмосферные номера-паузы, описывающие природу, погоду, настроение и состояние героев. Так вот партитура Алексея Милонова и поэта Владислава Маленко на три четверти состоит из таких музыкальных остановок. Тут поют про зиму и про осень, про дождь и снег, про море и корабли, и конечно, про любовь и дружбу. При этом преобладают рифмы типа «небеса-паруса» , так что текст порой превращается в набор общих мест, как, впрочем, и музыка, лишенная яркой индивидуальности.

Баллада о маленьком сердце

Режиссер Нина Чусова вместе с хореографом Алексеем Фроленковым и художником Владимиром Мартиросовым, надо отдать им должное, постарались преподнести этот материал как можно лучше. Тут много ярких танцевальных сцен, отдельных интересных эпизодов и находок. Сверху то и дело сыпет снег, на заднике сияют звезды, по крышам гуляют ангелы — в общем, все красиво и романтично.

Баллада о маленьком сердце

Конечно, больше всего в подобных проектах подкупает работа детской команды. И хотя до естественности и непринужденности «нордостиков» ребятам из «Баллады о маленьком сердце» еще далеко, в некоторых уже чувствуется уверенность и талант настоящих артистов.

Но главное достоинство постановки — это все же поднимаемая ею тема. После этого спектакля вам будет что обсудить с ребенком. И возможно, он задумается о ценности того главного, что у него есть — семьи.

Вероника Устимова и Михаил Смирнов _

Вероника Устимова и Михаил Смирнов